ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[3]А-220/2021 от 29.06.2021 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

адм. дело № 2(3)а -220/2021

56RS0007-03-2021-000368-17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Северное 29 июня 2021 г.

Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе судьи Головань А.В.,

при секретаре Кирдиной Р.А.,

с участием административного истца - помощника прокурора Северного района Оренбургской области Лёвиной Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Северного района Оренбургской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлении права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории муниципального образования «Красноярский сельсовет», а именно, водопроводную сеть 0,735 км, скважину водяную № 1, здание водокачки в с. Красноярка и обязании администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области принять меры к постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории муниципального образования «Красноярский сельсовет»,

установил:

прокурор Северного района Оренбургской области, (далее административный истец, прокурор) действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд, с административным иском к администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области (далее административный ответчик,) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области по не принятию мер по постановке на кадастровый учет и оформлении права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории муниципального образования «Красноярский сельсовет», а именно, водопроводную сеть 0,735 км, скважину водяную № 1, здание водокачки в с. Красноярка и обязании администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области принять мены к постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории муниципального образования «Красноярский сельсовет», ссылаясь на то, что прокуратурой Северного района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной собственности в деятельности администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, в ходе которой установлены нарушения законодательства в названных сферах.

Согласно ст. ст. 12, 130-132 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 5 Устава муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрация муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области организует питьевое водоснабжение на территории с. Красноярка.

С целью организации указанных вопросов местного значения 20.11.2020 г. решением Совета депутатов МО Северный район администрацией района в муниципальную собственность администрации МО «Красноярский сельсовет» переданы объекты коммунальной инфраструктуры, необходимые для оказания коммунальных услуг питьевого водоснабжения, а именно, водопроводная сеть 0,735 км, скважина водяная № 1, здание водокачки в с. Красноярка. Однако, в нарушение требований закона указанное недвижимое имущество на кадастровый учет не поставлено, право муниципальной собственности на них не оформлено.

Указанный факт подтверждается официальной письменной информацией, предоставленной администрацией МО «Красноярский сельсовет» (исх. № 72 от 12 мая 2021 г.) на запрос № 07-07-2020 от 05 мая 2021 г.

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Согласно п. 2 Порядка введения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества к Приказу Минэкономразвития России от 30.08.2011 г. № 424 объектами учета в реестрах являются, в том числе находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями Оренбургской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего таковому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).Указанные нарушения приводят к тому, что администрацией МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области не может осуществляться надлежащим образом содержание названного недвижимого имущества.

Финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью, в соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания указанного недвижимого имущества муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по его содержанию.

Бездействие администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлению прав муниципальной собственности на указанное недвижимое имущество влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также нарушает права неопределенного круга лиц в сфере питьевого водоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, а именно, водопроводную сеть 0,735 км, скважину водяную № 1, здание водокачки в с. Красноярка; обязать администрацию МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области в срок до 01 мая 2022 г. принять меры к постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, а именно, водопроводную сеть 0,735 км, скважину водяную № 1, здание водокачки в с. Красноярка.

В судебном заседании представитель административного истца Лёвина Л.К. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила признать незаконным бездействие администрации МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, а именно, водопроводную сеть 0,735 км, скважину водяную № 1, здание водокачки в с. Красноярка; обязать администрацию МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области в срок до 01 мая 2022 г. принять меры к постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, а именно, водопроводную сеть 0,735 км, скважину водяную № 1, здание водокачки в с. Красноярка.

Административный ответчик, извещённый надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, прислал отзыв, в котором исковые требования признал полностью. Пояснив, что Положения ст. 46 ч. 3, ст. 157 Кодекса административного судопроизводства РФ, о последствиях признания административного иска, ему известны и понятны. Просит рассмотреть данное дело без участия их представителя.

Суд находит возможным, в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что прокуратурой Северного района Оренбургской области, проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной собственности в деятельности администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, в ходе которой установлены нарушения законодательства в названных сферах.

В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 5 Устава муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрация муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области организует питьевое водоснабжение на территории с. Красноярка.

С целью организации указанных вопросов местного значения 20 ноября 2020 г. решением Совета депутатов МО Северный район № 16-PC администрацией района в муниципальную собственность администрации МО «Красноярский сельсовет» переданы объекты коммунальной инфраструктуры, необходимые для оказания коммунальных услуг питьевого водоснабжения, а именно, водопроводная сеть 0,735 км, скважина водяная № 1, здание водокачки в с. Красноярка.

Однако, в нарушение требований закона указанное недвижимое имущество на кадастровый учет не поставлено, право муниципальной собственности на них не оформлено.

Указанный факт подтверждается официальной письменной информацией, предоставленной администрацией МО «Красноярский сельсовет» (исх. № 72 от 12 мая 2021 г.) на запрос № 07-07-2020 от 05 мая 2021 г.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора Северного района Оренбургской области, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 46, 157, 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск прокурора Северного района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, а именно, водопроводную сеть 0,735 км, скважину водяную № 1, здание водокачки в с. Красноярка.

Обязать администрацию МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области в срок до 01 мая 2022 г. принять меры к постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории МО «Красноярский сельсовет» Северного района Оренбургской области, а именно, водопроводную сеть 0,735 км, скважину водяную № 1, здание водокачки в с. Красноярка.

Обязать административного ответчика сообщить об исполнении данного решения суда в Бугурусланский районный суд Оренбургской области и прокурору Северного района Оренбургской области в течение месяца со дня окончания срока исполнения данного решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Бугурусланский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Головань А.В.

Мотивированное решение суда составлено 02 июля 2021 г., что является датой принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 298 КАС РФ).

Председательствующий: Головань А.В.